Энергоэффективность в государственном секторе

Практически в каждом случае расходования государственных средств на деятельность области государственного управления или коммунального обслуживания населения имеются немалые возможности для повышения энергоэффективности. По оценке, содержащейся в исследовании PROST от 2003 года, государственные администрации в государствах-членах ЕС-15 могли бы сэкономить к 2020 году до 20% потребляемой ими энергии (опрделена как тепло и электроэнергия) при годовой экономии денежных средств на уровне 12 млрд. евро1. Что касается СНГ, то там имеются не меньшие возможности и мероприятия, проводимые на объектах госсектора, неизменно давали экономию энергии на уровне не менее 25-30%. Общий потенциал экономии энергии и сокращения выбросов парниковых газов даже еще выше в тех случаях, когда государственный сектор выступает в качестве крупного покупателя товаров и услуг. В таких случаях практика, применяемая в государственном секторе, может преобразить и рынки частного сектора.
Хотя технические меры, при помощи которых достигается сокращение потребления
энергии, одинаковы независимо от потребителя, правительства нередко сталкиваются с
различными проблемами в части административного ресурса и финансирования.
Интересно то, что они обязаны расходовать и контролировать государственные фонды
ответственным образом, но при этом сведения о достигнутых результатах и
ответственности – атрибутах добросовестного управления – получить сложно, если
речь идет об энергопотреблении в государственном секторе или государственном
контроле над коммунальными предприятиями. Несмотря на растущее число программ
для государственного сектора, правительства многих стран по-прежнему
рассматривают деятельность в области энергоэффективности в качестве отдельных
природоохранных инициатив или предмета роскоши, а не как инструмент
ответственного фискального управления.
В настоящем документе представлен специальный обзор по вопросам
энергоэффективности госсектора на всех уровнях государственного управления в
странах-участницах ПЭЭСЭА. В нем рассматривается, что известно о возможностях
экономии энергии в государственном секторе, где следует изыскивать такие
возможности и как правительства могут реализовать их. В докладе также освещаются
тенденции, наблюдаемые в области энергоэффективности в государственном секторе в
пяти категориях стран ПЭЭСЭА: ЕС-15, новых государствах-членах ЕС, странах Юго-
Восточной Европы, прочих государствах-членах ОЭСР, а также в странах СНГ и
Монголии.
В разделе «Обзор» сначала приводится информация о секторах конечного потребления,
которые определяют «энергетическую картину» государственной администрации и
услуг общего назначения. Дается характеристика проблем и типичных мер по сектору
общественных зданий, транспорту, коммунальным услугам от освещения
общественных мест до теплоснабжения и другим объектам. В разделе «Проблемы и
инструменты политики», в свою очередь, говорится о комплексных программах
энергоэффективности, закупках, сооружении и модернизации объектов, их
эксплуатации и техническом обслуживании, управлении коммунальными
предприятиями и программах по формированию потенциала. В данный раздел также включены четыре тематических исследования: по федеральной программе SwissEnergy,
программе энергоэффективности для российских школ, стратегии «углеродной
нейтральности» в сочетании с приватизацией австралийского предприятия
коммунального водоснабжения, а также по двум муниципальным сетям рационального
энергопотребления. В обзоре также представлены сведения об опыте, полученном в
каждой области деятельности.
В госсекторе имеется существенный потенциал энергосбережения. В таблице КИ-1
обобщены предполагаемые и продемонстрированные возможности секторов конечного
потребления в странах и регионах, по которым имеются соответствующие сведения.
Вместе с тем, в обзоре отмечается общий дефицит имеющихся данных по
энергопотреблению и энергоемкости в государственном секторе. В отсутствие точной
картины энергопотребления и энергоемкости, правительства не могут определять
секторы с наибольшим потенциалом энергосбережения и устанавливать
инвестиционные приоритеты исходя из экономии на затратах.
К числу других барьеров, выявленных в обзоре, относятся недостаточная
проработанность или полное отсутствие политики и программ, дефицит ресурсов для
принятия мер энергоэффективности в госсекторе и недостаток финансирования,
включая затрудненный доступ к коммерческому финансированию и – в меньшем числе
случаев – препятствия в области ценообразования и установления тарифов. В разделе
«Роли основных участников» рассматривается вопрос об устранении таких барьеров на
всех уровнях государственного управления и использовании поддержки со стороны
негосударственных участников, таких как НПО и частный сектор.

В обзоре потенциальных областей энергосбережения, а также политики и программ,
призванных обеспечить такую экономию, сделаны следующие основные выводы:
?? Комплексный подход к энергоэффективности может быть экономичным и
открывает возможности для тиражирования.
?? Ответственные за формирование политики должны принимать в расчет как
политику, непосредственно предназначенную для государственного сектора, так
и меры, способные оказывать косвенное воздействие, к числу которых
относятся, например, строительные нормы и стандарты топливной
эффективности.
?? При оценке выгод от своих программ энергоэффективности ответственные за
формирование политики должны учитывать финансовые результаты, задачи
охраны окружающей среды и обеспечения энергетической безопасности.
?? Государственные закупки как инструмент обеспечения энергоэффективности
государственного сектора используются не в полной мере, в особенности с
учетом того они представляют собой область деятельности, где правительства
уже инвестируют свои средства и где поэтому любые предельные издержки
низки или ими можно пренебречь. Политика государственного сектора в
области закупок способна оказываться гораздо большее влияние в тех случаях,
когда государственный сектор выступает в качестве крупного покупателя на
рынке.
?? Правительствам следует инкорпорировать вопросы наращивания ресурса в
части применения финансовых механизмов в обучение и экспертную
поддержку, обеспечиваемые энергетическими агентствами.
?? В тех странах, где существуют действительные препятствия в виде субсидий,
неправильного ценообразования и бюджетных ограничений, задача по их
устранению должна являться главным приоритетом.
?? Сети муниципалитетов, профессиональные объединения и другие НПО
являются надежными партнерами правительств в проведении политики в
области энергоэффективности, однако их возможности зачастую
недоиспользуются.
?? Местным администрациям необходимы адекватные содействие и экспертная
поддержка в части расширяющегося участия частного сектора в предоставлении
коммерческих услуг общего назначения.
?? Национальным правительствам следует поощрять международные организации
к тиражированию эффективной практики и инкорпорации энергоэффективности
в свои программы.
Энергоэффективность государственного сектора является важной областью, где можно
улучшить положение за счет постоянного международного внимания. Существует, в
частности, три аспекта, работу над которыми могла бы и далее продолжать Рабочая
группа Энергетической Хартии:
• Во-первых, она может пропагандировать рациональное энергопользование в
государственном секторе как инструмент эффективного государственного
управления, особенно в тех странах, которые по-прежнему сталкиваются с
проблемой нехватки опыта, и ей следует установить требование о включении
специального раздела об энергоэффективности государственного сектора в
обзоры по странам.
• Во-вторых, она может оказывать поддержку проведению дополнительного
анализа для получения полной картины потребления энергии в государственном
секторе стран-участниц ПЭЭСЭА и определения основных ресурсных
потребностей правительств в части осуществления проектов
энергоэффективности.
• И, наконец, она может продолжать работу по обеспечению обмена информацией
между участниками, распространению наилучшей практики в рамках программ
энергоэффективности государственного сектора, включая определение
экономичности и методик мониторинга и оценки таких программ.

полную версию можно взять на http://www.rf-energy.ru/upload/art165.pdf

 

Рубрика: Новости,Правовые основы | Ваш отзыв

Ваш отзыв

Будьте вежливы и придерживайтесь темы. Ваш e-mail никогда не будет опубликован.


2 + пять =

 

Облако Тегов

CO2 cвалки АЭС Беларусь Беловежская пуща Березинский биосферный заповедник Бескислородные зоны Возобновляемая энергия Глобальное потепление Гринпис Красная книга Красная книга Беларуси МСОП ООН Парниковый эффект Полесье Поозерье Природные ресурсы Солнце ХФУ Энергия автошины азот акция альтернатива атмосфера белок беспозвоночные биомасса биосфера болото браконьерство ветрогенератор ветроустановка ветроэлектростанция ветроэнергоресурсы ветряные электростанции вода возобновляемые источники энергии вторичное сырье вырубка газ геотермальная электростанция геофизика гимн глобальный мониторинг горно-обогатительные фабрики градации двуокись серы демографический взрыв деятельность человека диоксид углерода естественные ресурсы животные журнал Science загрязнение загрязнение закон заменители заповедник засуха зубр изменение климата инфракрасное излучение ископаемые испарение исчерпаемые ресурсы кислотные осадки конвекция лес мертвая зона метан минеральные удобрения млекопитающие многообразие моллюск мониторинг невозобновимым ресурсы недра неисчерпаемые ресурсы нефть озеро озон окружающая среда отходы охрана очистка потепление предприятия природный ландшафт птицы растительность ресурсы рыбы сточные воды сырьё флора химия энергетика ягоды


Реклама